Содержание
Немногие современные мотоблоки комплектуются гусеницами. Главная причина этому – легкость и маневренность, которую получает техника с пневматическими колесами. Однако в некоторых случаях условия эксплуатации требуют от сельхозагрегата именно наличия гусениц, которые сделают машину более проходимой. Гусеницы для мотоблока обеспечивают большую прижимную силу, что делает технику гораздо устойчивее на мягком рыхлом грунте.
Мотоблок на гусеничном ходу менее распространен на рынке. Объяснить это довольно легко, ведь колесные модели брендов Кайман, Викинг, Форза, Салют и других производителей лучше адаптированы для эксплуатации на небольших и сравнительно ровных участках с глинистыми грунтами и черноземами.
Однако каждый из колесных сельхозагрегатов можно довольно быстро и легко передать в гусеничный. Главное требование для этого – выбор места и монтаж по одному дополнительному колесу с каждой из сторон конструкции. Результат этому – мотоблок с пневматическими колесами, готовыми для монтажа гусениц. Последние можно купить в торговых точках сельхозтехники – среди энтузиастов довольно распространена модель Буран, которая подходит для установки на многие современные модели сельхозтехники. Большой популярностью среди огородников пользуются самодельные гусеницы для мотоблока – для их изготовления не требуется покупать дорогостоящие комплектующие или тратить много времени на разработку и монтаж.
При необходимости 2 дополнительных колеса для установки гусениц можно сделать съемными. Это даст оператору возможность быстро трансформировать технику так, как этого требуют конкретные условия эксплуатации. Съемные пневмоколеса можно крепить к устройству при помощи осей, используя для этого гибкую или жесткую передачу. Благодаря этому способу изготовителю не потребуется приваривать оси и их крепежные элементы в конструкции.
Если брать во внимание заводское устройство фирменных гусеничных мотоблоков, то оно почти такое же, как и у колесных моделей.
Конструкция этих сельхозагрегатов состоит из:
- силового агрегата – гусеницы на мотоблок весят больше колес, поэтому двигатели для этих сельхозагрегатов выделяются повышенной мощностью. Кроме того моторы гусеничных мотоблоков комплектуются механизмом блокировки штатных осей – он необходим для возможности разворота сельхозагрегата на месте;
- трансмиссии – включает редуктор, сцепление и коробку передач;
- ходовой части – состоит из гусениц и заводского привода;
- элементов управления техникой – сюда входят рычаги, кнопки, переключатели и тумблеры, которые располагаются на рукоятках и подключаются к соответствующим узлам при помощи натянутых тросов.
Таким образом, разница между двумя типами сельхозагрегатов заключается только в наличии гусениц и более мощного двигателя, оборудованного дополнительными функциями.
Что необходимо для переоборудования колесного мотоблока?
Перед тем как начать собирать гусеничный модуль для мотоблока, изготовителю потребуется тщательно подготовиться. На этом этапе конструктору нужно изучить чертежи, которые должны содержать размеры всех используемых комплектующих.
После этого необходимо переходить к подготовке узлов.
Для переделки изготовителю потребуется:
- мотоблок с высокой мощностью двигателя и функцией блокировки заводских осей;
- 2 дополнительных пневмоколеса с диаметром, соответствующим штатным колесам мотоблока;
- гусеничная приставка для мотоблока, которую можно сконструировать несколькими методами;
- 2 крупные автомобильные шины или транспортерная лента – что именно будет использоваться зависит от того, какому материалу отдаст предпочтение изготовитель.
Из инструментов конструктору потребуется дрель, болгарка, металл для работы на токарном станке. Если станка нет, то изготовление деталей можно заказать в мастерской. Использование сварочного аппарата зависит от того, какой способ переделки выберет изготовитель и как именно будут крепиться дополнительные колеса для мотоблока.
Как сделать гусеницы для мотоблока своими руками?
Существует несколько распространенных способов переделки колесного мотоблока в более проходимый гусеничный сельхозагрегат. Чтобы выбрать один из них, нужно предварительно изучить порядок действий при изготовлении и установке гусеничного привода.
Сборка гусениц из транспортерной ленты
Этот метод конструирования гусеничного привода считается одним из самых распространенных. Он заключается в использовании нескольких отрезков транспортерной ленты и цепи втулко-роликового типа. Главное преимущество этого способа заключается в его изначальной простоте при собственноручной сборке.
Создание гусениц для мотоблока должно производиться с использованием ленты достаточной толщины. Лучше всего выбирать 7-миллиметровый материал, который сможет прослужить достаточно долгое время.
Для изготовления гусениц из транспортерной ленты потребуется:
- Прошить ленту по краям, используя для этого крепкую леску. Шаг должен составлять примерно 10 см. Чтобы соединить ленту в нужно кольцо, ее торцы можно прошить леской или использовать шарнирные соединения;
- Выточить оси и прикрепить их к мотоблоку. Чтобы установить съемные детали, необходимо воспользоваться кронштейнами и дополнительными болтовыми соединениями. Несъемные оси фиксируются сплошным сварным швом;
- Установить на прикрепленные оси дополнительные колеса, используя для их фиксации болты;
- Надеть на колеса предварительно скрепленную транспортерную ленту.
Изготовление гусениц из резиновых шин
Этот способ выделяется повышенной надежностью. В результате переделки у конструктора получается универсальная сельхозмашина, которая сможет решать практически любые задачи без риска поломки ходовой части. Однако, чтобы достичь такого результата, нужно выбрать подходящие шины.
Лучше всего изначально взять покрышки от мотоблока или трактора – на них предусмотрен глубокий рисунок протектора, который исключит пробуксовку гусеничного механизма на гладкой ровной поверхности.
Чтобы собрать гусеницы из шин, изготовителю потребуется:
- Вырезать из покрышек ровный длинный отрезок резины. Это можно сделать при помощи предварительно заточенного ножа для ремонта сапог, который потребуется регулярно смазывать мыльным раствором;
- Срезать с покрышек боковины – для этого потребуется электрический лобзик с острыми мелкими зубцами;
- Убрать лишние части резины внутри покрышек – это необходимо в случае, если шины слишком плотные и твердые.
Сборка гусениц из цепей и ремней
Мотоблок можно укомплектовать гусеницами, изготовленными из обычных ремней с профилем клиновидного типа. Для их фиксации друг к другу изготовителю потребуются грунтозацепы, которые крепятся к имеющимся ремням при помощи винтов и заклепок.
Еще один распространенный метод сборки гусениц для мотоблока – это использование цепей с одинаковым размером. Для конструирования привода потребуется взять 2 одинаковые цепи и разжать их последние звенья. После этого цепи потребуется соединить между собой в замкнутое кольцо. В конце звенья нужно заварить.
Между собой используемые цепи фиксируются грунтозацепами – их нужно заранее сделать из металлических пластин подходящей толщины. Чтобы закрепить грунтозацепы на цепях изготовителю потребуются болты.
Ухты, супер, давно ждал. СПС